Главная » 2013»Июль»4 » Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2
15:34
Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2
В прошлом году влиятельный британский журнал Sight & Sound провел опрос среди мировых экспертов. Главной целью издания было выяснить лучшие фильмы в истории кино, разумеется, с поправкой на субъективность каждого из опрошенных. Тогда больше всего упоминаний удостоилась картина «Головокружение» Альфреда Хичкока. От Украины в опросе принимал участие только глава кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи. В oKino.ua решили исправить эту оплошность и провести свой собственный опрос 11 ведущих украинских кинокритиков. Первую его половину мы опубликовали во вторник, сегодня вторая — заключительная — часть.Золотая лихорадка
Реж. Чарльз Чаплин, 1925
Потому что Чаплин здесь доводит концентрацию смешного в трагическом до какого-то критического показателя.
Андрей Алферов
Леди из Шанхая
Реж. Орсон Уэллс, 1947
Культовый триллер, содержащий одну из самых эффектных сцен мирового кино, в которой герои, оказавшись в зеркальной комнате, устраивают грандиозную перестрелку. Для Орсона Уэллса это был повод продемонстрировать блеск своего режиссерского стиля, виртуозность камеры с глубинной съемкой и отрицательное обаяние стриженой, выкрашенной в платиновую блондинку Риты Хэйворт.
Ворон
Реж. Анри-Жорж Клузо, 1943
Созданный в оккупированной фашистами Франции триллер, среди прочего, снял табу с образа ребенка в кино. Пугающие близняшки в «Сиянии» Кубрика пришли от Клузо.
Плата за страх
Реж. Анри-Жорж Клузо, 1953
Фильм, буквально фрустрировавший Хичкока: после «Платы» и «Дьяволиц» того же Клузо хичкоковские ленты начнут растягиваться и углубляться в психологию героев, пока не доведут его до «Головокружения». Родоначальник исконно американского жанра автомобильного триллера, из которого вышли «Дуэль» Спилберга, «Конвой» Пекинпы и «Колдун» Фридкина.
Психо
Реж. Альфред Хичкок, 1960
Образцовый триллер, который с почти порнографической очевидностью идеальной кинематографической пластики доказал, что кино — это не чувства и даже не приключения. Кино, по Хичкоку, это — оформленный как замочная скважина кадр, безучастный свет и голая блондинка на белом фоне-то ли кафеля, то ли экрана.
Сансет бульвар
Реж. Билли Уайлдер, 1950
Одна из самых фантасмагорических трагедий в истории кино, где от начала до конца выдержан шекспировский уровень, включая пугающую близость страшного и смешного. Фильм задается простым, как все трагическое, вопросом: что делать, если мы умираем прежде собственных тел?
Лица
Реж. Джон Кассаветис, 1968
Золотой стандарт американской инди-драмы , снятой главным «независимым» американского кино. «Лица» берут зрителя за горло и бросают в самое сердце еще не понятной, но уже слишком далеко зашедшей истории — в чужую жизнь. Где не молодые уже герои теряют на глазах у зрителя соответствие своим социальным ролям.
Самурай
Реж. Жан-Пьер Мельвиль, 1967
Скупая, герметичная и совершенная драма одиночества в большом городе, с лучшим в мире Аленом Делоном, выглядящим немым. Как и сам фильм, который походит на восточную церемонию, на которой не принято чесать языком. «Леон», «Бешеные псы» и «Пес-призрак» — все они несут отпечаток мельвилевского «Самурая».
Крестный отец
Реж. Френсис Форд Коппола, 1972
Бессмертное кино, таящее в себе многим невидимую гармонию, роман, проходящий на грани между авторским и большим жанровым кино. Гангстерскую сагу Коппола рассказывает языком французской «новой волны».
Таксист
Реж. Мартин Скорсезе, 1976
Главный фильм про одиночество и войну, которая никогда не заканчивается. Де Ниро тут совершает переход из нормы в безумие и обратно с такой интенсивностью, что те меняются местами. Оператор Майкл Чэпмен так снимает желтое такси Трэвиса в чернильном Нью-Йорке , что экран охватывает визуальный блюз, рифмующийся с гениальной музыкой великого Бернарда Херрманна. Фильм вызывает смятение, потому что из него и происходит.
2
Паровоз Генерал
Реж. Бастер Китон, Клайд Брукман, 1926
Война предстает здесь не как пространство героических свершений или череда жестоких преступлений, а как забавный в своей бестолковости хаос, бесцеремонно вторгающийся в жизнь простых людей. Этих людей, выбитых из колеи привычного существования, поставленных под ружье, не заботят победа правого дела и воинские добродетели: даже совершая чудеса отваги, они всего лишь хотят выжить и спасти жизнь близких, сохранить в целости все, что только возможно, пока не истечет время военной напасти.
Александр Гусев
Метрополис
Реж. Фриц Ланг, 1927
Этот фильм, в котором мистика немецкого романтизма становится основой современной научной фантастики, можно назвать шедевром как утопии, так и антиутопии. Используя библейские метафоры и образы в пророчествах о наступлении техногенной цивилизации, авторы картины обращают к пролетариату, интеллигенции и топ-менеджерам всех времен призыв соединиться в любви и взаимоуважении, без которых самое высокоразвитое общество рано или поздно летит в тартарары.
Дети райка
Реж. Марсель Карне, 1945
В этой жемчужине поэтического реализма театральная атмосфера и обыгрывание сюжетов и амплуа литературной классики ХIX столетия подчеркивают вневременной, притчевый характер повествования о невозможности счастья и тщетных попытках героев найти утешение и забвение в творчестве, простом семейном благополучии и самоиронии. Мизансцены, персонажи и диалоги настолько отточены и выразительны, что недоброжелатели могли упрекнуть фильм лишь в неуместной безупречности. Как писал Антониони, «его новизна, а следовательно, его величие слишком сознательны, его грамматика, его синтаксис нечеловечески совершенны».
В джазе только девушки
Реж. Билли Уайлдер, 1959
Эта, вероятно, самая остроумная комедия в истории кино стала своеобразным гимном гетеросексуальности. Старый сюжетный трюк с мужчинами, вынужденными изображать женщин, используется для испытания нашей способности скрывать или изменять свою сексуальную идентичность. Если угроза смерти сдерживает простое вожделение, она оказывается слишком хрупкой преградой для любви, «что движет солнце и светила».
Андрей Рублев
Реж. Андрей Тарковский, 1966
Картина посвящена трагедии человека, чье мироощущение вступает в конфликт с идеологией и нравами страны и эпохи, представителем которых он оказывается, и триумфу художника, способного среди окружающего уродства отыскать источник вдохновения для выражения своего идеала. Тарковский говорит о неизбывности Зла и нашей способности ему противостоять, показывая, что «Троица», произведение, символизирующее нерушимое единство и гармонию, создано, подобно самому фильму, в эпоху духовной розни, тирании и нетерпимости.
Комиссар
Реж. Александр Аскольдов, 1967
Трудно отыскать фильм, подвергшийся репрессиям по причинам более обоснованным идеологически, чем эта картина о конфликте патриархального, трудолюбивого, глубоко религиозного мира и революционной стихии, в борьбе за лучшее завтра готовой стереть с лица земли этот мир вместе с его обитателями. Именно эти обитатели, представленные семьей Магазаник (вольность, недопустимая в советском обществе, где после «Дела врачей» вновь расцвел подбулыжный антисемитизм Российской империи), показаны носителями высшей доблести, заключенной в ревностном и радостном соблюдении семейных ценностей, в заботе о ближних, в тяжелом будничном труде, а не в жертвенной борьбе комиссара Вавиловой, отважного воина и решительного, безжалостного командира, чье материнство воспринимается как контрреволюционный акт. Симпатии авторов в этом споре слишком очевидны даже не потому, что построение справедливого общества, за которое идет в бой Вавилова, сомнительно даже для нее самой — просто никакие блага совершенного государства не смогут оправдать уничтожение Магазаников и миллионов таких, как они.
Долгие проводы
Реж. Кира Муратова, 1971
Пронзительная история взаимоотношений матери и сына, взбалмошной, отчаянно цепляющейся за свои разбитые иллюзии женщины и подростка, со всем неистовством юношеского нигилизма стремящегося вырваться из-под ее опостылевшей опеки. Попытки героини удержать его подле себя лишь усиливают его решимость, однако то, чему не в силах противостоять беспомощная материнская диктатура, удерживает безоглядная сыновняя любовь.
Соломенные псы
Реж. Сэм Пекинпа, 1971
Ошеломляющая притча о столкновении цивилизации и варварства, кровавый финал которой воспринимается как избавление от тягучего кошмара. Взгляд героя Дастина Хоффмана сквозь разбитые стекла интеллигентских очков, полный сосредоточенной ярости и невозмутимого бесстрашия, стал самым выразительным кинообразом мужества тех, кто, раз за разом подставляя вторую щеку в ответ на оплеухи, без колебаний ввязывается в драку, когда речь заходит о защите самого ничтожного из его ближних.
Мой друг Иван Лапшин
Реж. Алексей Герман, 1984
У Алексея Германа — с его даром запечатлевать утраченное время — подлинное содержание составляют не события, а атмосфера и характеры. Сюжетные линии растворяются в жестах, обрывках сбивчивых разговоров, бытовых подробностях и прочих словно бы случайных фрагментах существования нескольких хороших людей из провинциального городка, стойко переживающих простое человеческое несчастье. Их неказистая повседневность, будто жизнь тех десяти праведников, которых не удалось отыскать в Содоме и Гоморре, оправдывает и хранит страну, уверенно шагающую навстречу большим чисткам, великой войне и светлому будущему.
Бешеные псы
Реж. Квентин Тарантино, 1992
Буквально за каждым образом и этой камерной драмы, вознесенной на волну успеха задним числом, благодаря триумфу «Криминального чтива», стоит богатая традиция изображения преступников, ведущая родословную от баллад о Робин Гуде, традиция, любовно разобранная на составляющие и безжалостно высмеянная. И все же в «Бешеных псах», как и в прочих своих фильмах, со всем своим синефильством, остроумием и парадоксальным морализаторством Тарантино остался бы всего лишь выдающимся жанровым деконструктором, не обладай он талантом превращать персонажей разнообразной книжно-киношной макулатуры в живых людей, страдающих и ненавидящих.
3
Послеполуденные сети
Реж. Майя Дерен, 1943
В отношении работ Майи Дерен дежурные слова «колдовство» или «ритуал» имеют двойной смысл. Кинематограф Дерен — это скорее алхимическое изобретение мистических зеркал, чем просто пересказ историй. Благодаря таким художницам, как Дерен, кино не превратилось сугубо в прозаическое деловое и мужское предприятие.
Олександр Телюк
Луизианская история
Реж. Роберт Дж. Флаэрти, 1948
Известно, что крестный отец документального кинематографа Роберт Дж. Флаэрти вставлял в свои этнографические фильмы невинные фикции. В последней картине режиссера — «Луизианская история» — игровая часть выходит на первый план, но ее интонация оказывается аналогом невероятной смеси Джона Форда и Карла Теодора Дрейера. Один из самых любимых фильмов Робера Брессона.
Все, что дозволено небесами
Реж. Дуглас Серк, 1955
Первое, что вспоминаешь об этом фильме Серка, — мягкие осенние техниколоровские тона. Они как будто символизируют прощание с молодостью и с той порой, когда еще можно избежать роковых моральных компромиссов. Тончайшая мелодрама о ханжестве, ядовитости и расизме общества. Фильм, вдохновлявший Фассбиндера и Озона.
Арнульф Райнер
Реж. Петер Кубелка, 1960
В 50-70-е Кубелка снял всего шесть экспериментальных короткометражек и рекламных роликов, после чего ушел из кино на десятки лет и занялся кулинарией. Но его работы были одними из вершин абстрактного стиля в европейском авангарде. Самый известный тезис о фильме «Арнульф Райнер»: диалектику монтажа, которую Эйзенштейн пытался делать с эпизодами, Кубелка проделал на уровне кадров.
Дни 1936 года
Реж. Тео Ангелопулос, 1972
В 70-е политическое кино наконец-то расцвело с полной силой. Ангелопулос осмыслял фигуру власти через болезненную историю греческого народа. Его фирменный неспешный ритм и общие планы — художественный микроскоп, помогающий нам увидеть стихийность и анонимность, с которыми личности превращаются в марионеток истории.
Вести из дома
Реж. Шанталь Акерман, 1977
Акерман стоит обожать хотя бы за ее поступок — на мели отправиться жить и тусить в Нью-Йорк . Еще она захватила с собой кинокамеру, на которую начитала письма своей маме. Одна из вершин концептуального кино. Последний кадр ее фильма три года спустя одолжит Джим Джармуш для своего режиссерского дебюта.
Декалог
Реж. Кшиштоф Кесьлевский, 1988
Экранизация десяти христианских заповедей — вершина творчества Кесьлевского, начинавшего трогательными документальными фильмами-портретами и закончившего пышными работами с Жюльет Бинош. «Декалог» — экзистенциальный триллер о том, что жизнь невозможно высчитать на калькуляторе.
Обнаженная
Реж. Майк Ли, 1993
Уютные разговорные комедии Майка Ли продолжают держать марку британского кино. Ли снимает заботы обычных людей, продолжая тем самым сырую традицию новой волны Альбиона. Его герои — пролетарии, интеллигенция и богема. Им всегда есть чем удивить, они не скрывают свои слабости и никогда не приходят к правильным выводам.
6 лёгких пьес
Реж. Джон Джост, 2000
То, что с приходом «цифры» кино навсегда изменилось, многие не поняли и до сих пор. А добровольный изгой американского кино Джост уже давно показал, что смена технологии — это и новые производственные условия, и новая эстетика. Джост набросился на цифровой способ съемки с фанатизмом научного исследования и создал фильм-франкенштейн и фильм-метафору фрагментарности нового времени.
http://www.okino.ua,